news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Расширение НАТО на Восток отменяется

НАТО официально заявило, что со временем примет Украину и Грузию в свои ряды, но на политическом языке это есть прямой отказ.

(Москва, 4 апреля, «Татар-информ», Рафаэль Мухаметов). В России есть житейский афоризм, который объясняет многое, а если и не многое, то помогает понять суть некоторых явлений: «Все временное – постоянно». В контексте саммита НАТО, который сегодня завершается в Бухаресте, подтекстом данную сакральную мысль напомнили и главам Украины и Грузии.

И хотя Виктор Ющенко с Михаилом Саакашвили сохраняют на лице радостный облик – а-ля мы добились своего, что нас возьмут в НАТО, – но все осознают, что для Киева и Тбилиси означает «подождите до декабря».

Это НАТО. Это международная политика. Это дипломатия. Здесь никогда не говорят «нет», но когда хотят отказать, то просят немного повременить. Отрицать этого не имеет смысла, ибо всем прекрасно известно, что если ЕС чего-то и желает, то не откладывает решений по таковым вопросам. Так было с Косово.

Если отделить зерна от плевел, то в Бухаресте Германия и Франция дали отчетливо понять всем членам НАТО, что Берлин с Парижем не желают видеть Украину и Грузию в собственном альянсе. А теперь можно задаться одним вопросом: что может такого произойти до декабря месяца, чтобы Меркель и Саркози поменяли собственное мнение? Ответ очевиден.

Но на вчерашнем заседании саммита все звучало в ином ракурсе. Так разве могло быть иначе? Все вторжения войск НАТО в Ирак и Афганистан сопровождались высокопарными лозунгами о борьбе за демократию и отстаивании свобод личности, а если для этого необходимо не слово, но винтовка «М-16», то во главе будет винтовка «М-16». Такова, видимо, необходимость.

Члены НАТО вчера договорились о том, что со временем примут в альянс Украину и Грузию. Об этом «торжественно» заявил генеральный секретарь блока Яап де Хооп Схеффер.

Но в сущности своей, вопрос о членстве в блоке для двух экс-советских республик в НАТО расколол альянс. Вашингтон настаивал на заключении с этими странами Плана действий относительно членства (ПДЧ), а Франция и Германия выступали против этого, заявив, что ни Украина, ни Грузия не соответствуют критериям членства в альянсе и призывая не провоцировать Кремль, традиционно считающий эти страны сферой своего влияния.

«Сегодня мы согласились с тем, что эти страны станут государствами-членами», - цитирует «Reuters» заявление Схеффера.

Затем один из дипломатов альянса заявил, что вопрос по Киеву и Тбилиси отложен на декабрь, когда и состоится «очередное» рассмотрение данного вопроса.

«Рассмотрение назначено на декабрь, когда состоится встреча министров иностранных дел НАТО. Конкретной даты для ПДЧ нет», - сказал он.

«Ликуй Москва! Торжествуй Россия!», - донеслось из уголков Европы. «Расширение НАТО на Восток отменяется!», - так восприняли решение в Бухаресте оппозиционно настроенные к альянсу политические силы.

Кремль сохраняет молчание. Сегодня последний рабочий день саммита проходит в формате Россия – НАТО, и все комментарии после. Но Украине с Грузией сохранять молчание нельзя – им необходимо было высказать свою официальную позицию по решению саммита. И было это сделано в лучших традициях Макиавелли и Талейрана.

В Тбилиси, как пишут грузинские СМИ, с воодушевлением восприняли известие о том, что страна рано или поздно вступит в блок. «Этот документ представляет собой исторический прорыв в отношениях между Грузией и альянсом», - заявил министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе на пресс-конференции в Бухаресте.

Коллега Бакрадзе из Украины Владимир Огрызко сообщил, что Киев рассматривает решение НАТО как «открывающее четкие перспективы для вступления в блок».

Президент же Украины Виктор Ющенко назвал решение, принятое в Бухаресте, «историческим». «Это наша победа, потому что этим документом 26 стран подтвердили, что будут нашими союзниками», - сказал Ющенко.

И Грузия, и Украина решение саммита назвали «историческим». Но оно в любом случае будет «историческим», ибо это и есть международная политика, а самый отказ в ПДЧ для Киева и Тбилиси сохранится в анналах самого альянса.

Ющенко и Саакашвили оказались в безысходной ситуации: надо было оправдывать тот пиетет, которым они озаряли начало саммита НАТО в Румынии. Достаточно вспомнить высказывания президента Украины, которым он провожал Джорджа Буша из Киева в Бухарест, в которых «оранжевые» обличили себя в мундир натовского бойца.

Что ж, господин Ющенко, и Киев получили свой франко-германский «ответ Чемберлену»: не все 26 стран считают Украину своим «союзником». Франция и Германия отчетливо дали понять, что заигрывание с Белым домом не есть залог успеха на мировой арене.

Грузия же оказалась в более затруднительном положении. США не намерены ссориться с Москвой из-за официального Тбилиси, а все антироссийские лозунги из уст Саакашвили обрели статус фальши. Вкупе ко всему Россия все более отчетливо занимает позицию в отношении Абхазии и Южной Осетии, что, по мнению грузинского МИД, грозит целостности самого государства.

И вот оно спасение для Грузии – вступление в НАТО. Как много надежд Тбилиси возлагало на бухарестский саммит, и как быстро все рухнуло. Михаил Саакашвили, конечно же, будет в своих выступлениях напоминать про «декабрь», но сам он понимает, что остается в одиночестве.

Нет былой уверенности в грузинском населении, которое более всего стремится восстановить прежние отношения с Россией, завершается время Буша, а надежды на Маккейна смутны, нет былого антироссийского польского вопля со стороны братьев-близнецов, население Украины на 70 процентов против вступления в НАТО. А тут и «бухарестское разочарование».

«Дружи с Россией, Миша», - прокричит оппозиция. Но Саакашвили понимает, что России нужна Грузия, а не сам Саакашвили, вернее, Грузия без Саакашвили.

Если подводить еще один итог саммита НАТО, то следует обратить свой взор на США.

Госсекретарь США Кондолиза Райс сказала, что подобное решение относительно двух стран с постсоветского пространства означает, что дверь в альянс широко открыта: «Если раньше дверь была просто открыта, то теперь она открыта широко», - сказала Райс на пресс-конференции в Бухаресте.

Госсекретарь США - прекрасный советолог и опытный дипломат, но так и осталось невыясненным, что заключается, по мнению Вашингтона, в разнице между «просто открыты» и «широко открыты».

Райс в ходе пресс-конференции подтвердила, что «некоторые из стран Европы выступают против заключения ПДЧ с Украиной и Грузией», но сообщила, что главы МИД стран-членов блока вернутся к рассмотрению этого вопроса в декабре, когда, возможно, и примут соответствующее решение.

Белый дом никогда не отказывался от своих намерений, а если он видит Украину и Грузию в НАТО, то непременно будет продолжать эту линию в своей внешней политике. Но суть выступления главы Госдепа была в том, что она констатировала: «некоторые из страны Европы» не желают видеть Киев и Тбилиси в альянсе.

Можно задать риторический вопрос: сможет ли Вашингтон изменить мнение Берлина и Парижа? Нет и еще раз нет. На этой неделе мы прекрасно узрели, что в НАТО ее члены более не намерены сохранять превалирование США в решении вопросов самого военного блока. Но способен ли Вашингтон к коллегиальному принятию решений, если ранее поступал лишь в соответствии с собственным видением ситуации? Германия и Франция задали новые условия функционирования альянса, а что будет далее, то покажет время и декабрьская встреча министров иностранных дел НАТО.

Президент России Владимир Путин завершает свой 8-летний президентский срок «скромной» победой на внешнеполитической арене: члены альянса отложили вопрос расширения НАТО на Восток.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2