news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ералаш на крыше

В Казани презентовали первый полнометражный фильм Бориса Грачевского.

Презентация новых российских фильмов в Казани с участием их создателей становится, похоже, уже вполне привычным делом для представителей российского кинематографа. Вслед за Дмитрием Дюжевым и Сергеем Безруковым с их «Каникулами строгого режима» свое творение в Казани представил создатель и бессменный руководитель главного детского киножурнала страны «Ералаш» Борис Грачевский.

Фильм «Крыша» - первая полнометражная лента Грачевского, чей «Ералаш» по общему хронометражу давно многократно превзошел любую из кинокартин. Сам Грачевский на презентации фильма весьма пафосно заявлял, что «это фильм о нашей жизни», что «таких фильмов больше не снимают и в прокат не выпускают», и что вообще посмотреть его стоит, чтобы самому стать лучше. Борис Юрьевич без ложной скромности признался, что при создании ориентировался на лучшие советские фильмы – такие как «Когда деревья были большими».

Сюжет «Крыши» - это история трех девочек трудноопределимого возраста (лишь под занавес фильма выясняется, что их однокласснику 13 лет – стало быть, и им самим - тоже). Все трое – лучшие подруги, учатся в одном классе, у каждой свои проблемы. Лена – дочка директора школы – грозной и суровой карьеристки, стремящейся на пост руководителя гороно. Ее отец – подкаблучник, спивающийся скрипач, живущий лишь воспоминаниями о своей известности. У Даши мать с отцом развелись, мама целыми днями, а иногда и ночами работает на пяти работах, стараясь дать дочери все самое лучшее. Сама Даша в отсутствие матери общается со спившейся соседкой бабой Нюрой. Наконец, мама Светы работает в магазине по продаже унитазов, где крутит роман со своим начальником – он же брат ее супруга.

Девочки смотрят эротические журналы, рассуждают о том, как вести себя с мужчинами, но при этом с отвращением смотрят на целующиеся парочки. Разлад в их отношения вносит новенький мальчик в классе, в которого влюбляется Даша, но с ним же поочередно гуляют обе ее подруги. В итоге непростых перипетий сюжета действие приводит зрителя на край крыши, откуда все трое намереваются спрыгнуть, дабы отомстить родителям за невнимание и отсутствие любви.

Как бы ни оправдывался на премьере Борис Грачевский, рука создателя «Ералаша» в «Крыше» видна невооруженным глазом. Гротескность персонажей, простота и прямолинейность преподнесения мнения автора – это характерное свойство главного тележурнала страны. Но если в случае с «Ералашем» это приемлемо, привычно, и, пожалуй, необходимо, то от полнометражного кино зритель вправе ожидать чего-то большего, чем набор коротеньких сцен обо всех жизненных проблемах подряд с откровенно «плоскими», односторонними, а иногда и просто дегенеративными персонажами. Ни о какой глубине и разносторонности героев и речи идти не может.

Сюжет в фильме едва «прощупывается» - развитие имеют разве что «любовная» линия родителей Светы да ухлестывание девочек за одноклассником Максимом. Все остальные сцены представляют собой максимально спрессованный набор проблем современных детей и их родителей, какими их видят авторы. Ссоры с родителями, угнетение учащихся жестокими учителями, угнетение робких учителей вконец обнаглевшими старшеклассниками, супружеские измены и семейные скандалы.

Светлых моментов в таком фильме получается совсем немного – казалось бы, совершенный нуар или по-нашему «чернуха». Да вот только не «пробирает» этот негатив ни на капельку, вместо сочувствия поначалу появляется смех, а потом уже раздражение от бездарности создателей фильма.

Актеры фильма «Крыша» своих руководителей не подвели – их игра окончательно утвердила за картиной статус «большого» «Ералаша». Фальшивые эмоции детей, достойные только тележурнала, еще можно списать на малый возраст и неопытность. А вот «мексиканские страсти» в исполнении Ольги Прокофьевой объясняются разве что ее богатым опытом съемок в «Моей прекрасной няне». Как переигрывала она в сериале, так переигрывает и в «Крыше». Ее партнеры по «любовному треугольнику» оказываются вполне соответствующими.

На этом откровенно бездарном и фальшивом фоне положительно выделяется разве что Мария Шукшина в роли директора школы, да ее супруг-скрипач в исполнении Валерия Гаркалина. Хоть Грачевский и называет героиню Шукшиной отрицательным персонажем, но в ней видны хотя бы намеки на многогранность личности.

В общем, фильм «Крыша» производит впечатление этакого дешевого кинопособия «О некоторых проблемах современной молодежи», на которое Борис Грачевский потратил 650 тысяч долларов государственных средств, умудрившись при этом пригласить для съемок, как он сам выражается, «великих актеров» и даже не озаботившись кастингом. Для любителей сериалов и «Ералаша» фильм может быть и сойдет – в кинотеатре сегодня изрядно заправившиеся до того шампанским зрители едва ли не хором благодарили Грачевского «за доброе и честное кино». Но тот, кто считает себя хоть мало-мальски понимающим в кинематографе, «Крышей» будет откровенно разочарован. Интересно, не потому ли все чаще российские новинки презентуют теперь не в первой, а в третьей столице России?

Михаил МИРОНОВ
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2