news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Евгений ЦАРЬКОВ:

«Сегодня землю на Украине скупают олигархи»

Как вести бизнес на Украине? Что ожидает рынок земли в будущем? На эти и другие вопросы корреспондента ИА «Татар-информ» ответил депутат Верховной Рады Украины от Коммунистической партии Украины, замглавы парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Евгений Царьков. 

Мораторий на продажу земли на Украине решили отменить в 2013 году. Как вы прокомментируете этот вопрос?
Е.Ц.:
Коммунистическая партия Украины выступают категорически против принятия на Украине закона о продаже земли, Как только мы введем рынок земли, то государства под названием «Украина» существовать не будет. Останется лишь территория «Украина», над которой мы полностью утратим контроль. Ряд агентств уже сделали анализ и говорят, что сегодня, по большому счету, в селах Украины около 7,5 миллиона граждан, из них трудоустроено около 4,5 миллиона, а владеет землей всего лишь 1 процент крестьян страны. Остальные 99 процентов - это портфельные активы, активы компаний, которые работают на пару с зарубежными инвесторами. 

Уже есть у нас частные пруды, где не может рыбку половить не то что проезжающий мимо гражданин Украины, но и житель села, где этот пруд находится. Вскоре то же самое будет и с землей. Сегодня Коммунистическая партия проводит референдумы почти во всех крупных городах Украины. Практически везде граждане Украины выступают против рынка земли, против ее продажи. Сейчас перед представителями власти Украины стоит задача - перед тем, как отменить мораторий на продажу земли, привести документацию в порядок. 

Нынешние же агрохолдинги в стране – это, в основном, неукраинские концерны. Неконкурентным, как показала Европа, является мелкотоварное производство. В итоге европейские агрофирмы, которые собираются инвестировать в землю Украины, не будут   повторять свои ошибки. Они хотят на Украине создавать крупнотоварное производство – этим уже занимается компания «Нибуллон», «Кернел-групп», «Мироновский хлебопродукт». Им выгодны крупнейшие корпорации, которые, к тому же, влияют на электорат. Крупные агрохолдинги интересны и украинским олигархам – они будут выгодны партии власти, потому что тогда олигархи будут являться поставщиками голосов, а не только будут помогать политикам деньгами. 

Какую альтернативу вы видите здесь?
Е.Ц.:
Альтернатива этому рынку едина – это долгосрочная аренда земли, за это мы и выступаем. Законодательно возможно для фермера обеспечить аренду земли на длительный срок, лет на 50, а после 50 лет – продлевать эту аренду. Но земля Украины должна находиться в государственном земельном банке – это будет гарантией, что земля никогда не уйдет под юрисдикцию зарубежных стран.

Что сегодня происходит с землей?
Е.Ц.:
Почти все олигархи стремятся скупить землю. Деньги обесцениваются. Сегодня, например, участок поля на Украине стоит 4 миллиона гривен –  это 500 тысяч долларов. Три года назад 4 гривны стоили 1 доллар, этот же участок - 1 миллион долларов. Примечательно, что украинские олигархи никогда и не скрывали, что низкая зарплата, дешевая энергия и скачки курса валюты являются главными источниками их прибылей. Если ты не заплатил налог на Украине – то это уже нарушение, а если предприятия реализуют свою продукцию через оффшоры – то это нормально.  Ведь это же парламент разрешил оффшоры. 

Как именно украинские олигархи пользуются оффшорами?
Е.Ц.:
Нормальный бизнесмен на Украине, который продал на 1 миллион долларов, должен с этого заплатить 23 процента налога, должен выплатить зарплату. А для  олигарха Дмитрия Фирташа все нормально – он произвел в Украине аммиак за 1 доллар, продал его своей же компании в оффшорах за 1,01 доллар и заплатил в Украине налог с 0,01 доллара. А чистый миллион он получает в оффшорах необлагаемый налогом и потом его же завозит в Украину и инвестирует в рынок земли. Я это вам говорю как замглавы парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики – в стране олигарха никогда не тронет прокуратура, суды. А вот средний и малый бизнес, который работает на Украине – никогда никуда не вложит деньги, ни в какой рынок земли, потому что эти деньги будут еще обложены 42- процентной налоговой нагрузкой и социальными сборами.

И, опять-таки, нельзя не учитывать контроль олигархов над украинским правительством. Помнится, премьер-министр Украины Николай Азаров обещал снизить цену на бензин – топал ногами, а в итоге олигархи сказали, что нельзя снижать. То же самое было и с сахаром. Если Николай Азаров будет очень активным, то его просто поменяют через интриги и медиа-ресурсы.

Каковы механизмы влияния украинских олигархов на власть?
Е.Ц.:
На Украине сменилось за годы независимости 18 правительств. Кого же из членов этих правительств, или, может, президентов, можно назвать самодостаточными? Леонида Кучму, которого сейчас постоянно «тягают» в прокуратуру по указке в уголовном деле, которое наполовину сфабриковано? Счастлив ли первый президент Украины Леонид Кравчук, которого ненавидят? Вот уровень правительств, президентов. Они не сильно жируют.  А уровень олигархов Украины другой – он лучше, чем у исполнителей. Исполнителей все время меняют: раньше господин Мельник был министром АПК, сейчас он - директор «Мироновского хлебопродукта». Члены правительства, президенты, премьер-министры оцениваются всего лишь как пешки в большой игре. Когда эти игры касаются земли или газотранспортной системы, то крупными игроками не являются министры или премьер-министр.

Сложнее в Украине быть не олигархом, а работать на рынке, когда ты стоишь и ждешь представителей милиции и налоговой, СЭС, и так далее. А бизнес олигархов делается на листе А4, их главный бизнес сейчас – это низкая зарплата и низкие энергоисточники. Повысилась цена на газ – олигарх теряет. Олигарху надо капитализировать свои миллионы долларов, которые он получает из-за границы за экспорт. В итоге он их переводит в национальную валюту по курсу, который сейчас в Украине растет, как на дрожжах, а народ все беднеет и беднеет. Три правила в бизнесе украинских олигархов: низкая зарплата, дешевый энергоисточник и маржа на национальной валюте. Потому что они получают больше гривны.

В чем состоит эта маржа?
Е.Ц.:
Скажу вам сразу: на Украине ожидается девальвация гривны. Когда же гривна была крепкой при премьерстве Юлии Тимошенко, то олигархи устроили ей такой бунт, какой они сейчас устраивают данной власти – потому что они назначают премьеров, и они их снимают. Средняя цена металла на украинском рынке – 510-520 долларов. Если олигарх продает его за рубеж, то валютные поступления раньше менялись по курсу 4 гривны на 1 доллар – и он получал 2000 гривны. Когда курс стал 8 гривен за 1 доллар, то он возвращал себе свои же 500 долларов по курсу 4 гривны. Олигарх увеличивает свои прибыли в гривневом эквиваленте в 2 раза, а заработные платы людей в 2 раза не повышаются. Сегодня, как я знаю, олигархи на Украине ставят два условия перед правительством: девальвировать гривну, когда они, по длинным контрактам продав на 500 долларов за границу металл, поменяют гривну по курсу 10-12 гривен за 1 доллар, и тем самым их активы вырастут за счет спекулятивных действий. 

Каким же образом украинские олигархи стали такими влиятельными?
Е.Ц.:
Как нынешние олигархи становились олигархами? Пример Одессы, когда приватизировался водочный завод, который, правда, уже не работает, он остановился. И вот стоит завод, а рядом торговый дом. Завод производит водку за 9 рублей и продает ее за 9 рублей и 1 копейку. В итоге – налоги заплатили с 1 копейки, и банкроты. А торговый дом продает за 14 рублей, и имеет 5 рублей прибыли. И самое неприятное то, что эта схема – абсолютно законная, а что не запрещено – то разрешено. И так банкротили всю ликероводочную отрасль Украины, так обанкротили все предприятия Украины. Потому что с 1 копейки заводу невозможно было платить за энергоресурсы, выплачивать зарплату. Олигархи заинтересованы сделать с украинской газовой трубой то же самое.

Беседовала Елена ДУДКО.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2