news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Лариса ШЕВЧЕНКО:

«Казань занимает видное место в музыкальной жизни страны»

1 февраля в Казани премьерой оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского открывается XXX Международный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина. В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им.М.Джалиля сейчас горячее время - в разгаре постановочные работы. На пресс-конференции, состоявшейся В ИА «Татар-информ», речь шла о подготовке к фестивалю, предстоящей премьере оперы «Евгений Онегин». Гостями студии стали народная артистка СССР, солистка Мариинского театра, исполнительница роли Няни Лариса Шевченко, солист Мариинского театра, исполнитель роли Онегина Владимир Мороз, солистка Московского театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, которая 1 февраля выступит на казанской сцене в роли Татьяны, Амалия Гогешвили, руководитель пресс-службы театра Жанна Мельникова.

Жанна, расскажите, пожалуйста, почему фестиваль открывается  именно этой оперой?
Ж. Мельникова:
По многолетней традиции мы открываем фестиваль новой постановкой: либо это премьера сезона, либо совершенно новая постановка, которую еще никто не видел и театр готовит ее специально для фестиваля. В этом году мы обратились к опере Чайковского «Евгений Онегин». Это выдающееся произведение мирового оперного репертуара, в нем слились два гения: гений Пушкина и Чайковского.

Как всегда, в нашем театре действует особая художественная модель: на постановку каждого спектакля мы формируем свою группу постановщиков. В этом году команда подобралась очень интересная, сильная. Музыкальным руководителем премьеры выступит замечательный музыкант, пианист Михаил Плетнев. Его имя известно во всем мире и мы гордимся, что он принял предложение принять участие в нашем фестивале. Маэстро уже прибыл в Казань и приступил к репетициям. 

Режиссером спектакля выступает Михаил Панджавидзе. Он хорошо знаком казанской публике, так как поставил в Казани несколько спектаклей, в том числе «Любовь поэта» на музыку Резеды Ахияровой. Как известно, в нашем театре исполнителей первых ролей нет, поэтому мы проводим кастинги. То есть, изучаем, смотрим артистов, ходим на спектакли. У нас есть специальные люди, которые работают в этом направлении. Тот подбор солистов, которые участвуют в нашем спектакле, очень сильный, наверное, такими солистами мог бы гордиться даже столичный театр. Это очень высокое качество исполнения: и вокального, и актерского. На роль Онегина мы пригласили двух солистов из ведущих театров страны – это солист Мариинского театра Владимир Мороз, который уже более 70 раз исполнял партию Онегина, и солист Большого театра России Андрей Григорьев. На роль Ольги также приглашены две артистки: солистка Московского театра им.Станиславского и Немировича-Данченко Елена Максимова и Екатерина Сергеева из Мариинского театра. Три вечера подряд - 1,2,3 февраля у зрителей будет возможность насладиться этим прекрасным произведением. 

Вопрос к солистам, фестиваль еще не начался, но вы уже довольно долго находитесь в Казани. Как проходят репетиции? 
Л.Шевченко:
В Казани я впервые. Очень рада, что приглашена на Шаляпинский фестиваль. Казань занимает видное место в музыкальной жизни страны. Шаляпинский фестиваль очень известный, он, надо отметить, долгожитель и о нем хорошие отзывы. Еще для меня большая радость работать с Михаилом Панджавидзе и Михаилом Плетневым. Я участвовала во многих постановках «Онегина», а здесь я увидела совершенно свежий взгляд, новое отношение к произведению, к персонажам. Он раскрывает образы. Они получаются не такими хрестоматийными, какими сложились у нас в представлении еще в детстве, а живыми. Это придает большой интерес к работе. Думаю, что спектакль получится очень интересным. Он без псевдонововведений, которые так надоели за последнее время. Он сделан в традиционном русле, но в то же время очень свежо. И этим все сказано.

Михаил Плетнев невероятно талантливый человек. Когда он приезжал в Петербург, я не пропустила ни одного его фортепианного концерта. Его трактовка произведений - это что-то невероятное. Не зря он считается гением, это не пустые слова, так и есть. Я считаю величайшим счастьем, что мне удалось встретиться с ним, работать вместе.

В.Мороз: Я участвовал в шести постановках «Евгения Онегина», и каждый раз надеюсь, что мне удастся открыть новую страничку этого произведения. С трепетом ожидал приезда на фестиваль, который имеет такую прекрасную репутацию, к тому же Казань – родина Шаляпина. Здесь много всего переплелось. Мои первые впечатления об опере сложились благодаря пластинкам с записью голоса Шаляпина. Можно сказать, это первый оперный певец, которого я услышал в детстве. 

Что касается режиссера Михаила Панджавидзе, то здесь я провожу параллель с Андреем Кончаловским. Мне посчастливилось петь в знаменитой постановке Мариинского театра эпическом спектакле «Война и мир» в постановке Кончаловского. И здесь у Панджавидзе я вижу какой-то кинематографический подход. Он видит тонкие детали. Нам в консерватории говорят, что оперная сцена требует широкого жеста, дистанции между партнерами. А Панджавидзе смотрит в другом измерении. Наши персонажи благородного происхождения, но ведь, в первую очередь, это молодые, задорные люди. Когда-то Кончаловский мне сказал, что ты ходишь, как будто кол проглотил. Вот щенок сенбернара, он же благородной породы, но пока щенок - он же резвится. Вот продолжение этого подхода я нахожу сейчас здесь. Постановка эта очень свежая, не замутнена модными нововведениями, очень человечная постановка. Здесь затронуты самые главные и сильные чувства человека. Как будто судьба проходит в миллиметре, как будто идешь по лезвию ножа. 

Владимир, вы более 70 раз исполняли партию Онегина, вам этот герой близок? Вы бы поступили так же, как он?
В.Мороз:
Да, наверно, так же. Наверно, я бы отчаянно вцепился, если бы понял, что люблю, и любовь от меня уходит. Как у Высоцкого: «Чую с гибельным восторгом - пропадаю». Что может быть выше любви? Конечно, вцепился бы и боролся до последнего.

Амалия, какое у вас впечатление от работы в театре имени Джалиля?
А.Гогешвили:
Я в Казани уже третий раз. В первый раз я была в Татарском театре оперы и балета на новогодних балах, затем меня пригласили на исполнение партии в опере «Евгений Онегин». В прошлый раз все остались довольны, и вот в этом году меня пригласили работать в этом спектакле уже с другой командой. Люди здесь собрались замечательные, открытые. Для театра это большая редкость, когда между режиссером и актерами существует полное взаимопонимание. Я впервые сотрудничаю с Михаилом Плетневым и очень надеюсь, что не последний. Очень стараюсь.

Что касается режиссуры, Панджавидзе настолько яркий персонаж, что заряжает энергией всех тех, кто находится на площадке. Он может изобразить любого героя: Татьяну, Онегина, няню, маму, еще и «отполирует» все это хором. Радостно, что он настолько горит этим делом, не используя приемов, которые бы могли выпятить его имя. 

В чем же заключается та самая новизна «Евгения Онегина» в постановке Панджавидзе?
А.Гогешвили:
В первую очередь, не надо ничего из себя воображать. Не стоит изображать няню как старую, несчастную женщину. Не надо изображать напыщенного Онегина. Они все живые люди с живыми характерами и это надо показывать в движениях, во взгляде, повороте головы, интонациях. 

Открытия Шаляпинского фестиваля ждет Мария КИРЮХИНА.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2