news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Пресс-тур, посвященный Дню реставратора, провел Международный институт антиквариата

Журналисты посетили выставку института, побывали в хранилище антиквариата и заглянули в мастерские реставраторов.

(Казань, 28 июня, «Татар-информ», Екатерина Виславская). Сегодня Международный институт антиквариата организовал для журналистов Казани пресс-тур, приуроченный ко Дню реставратора, который отмечается 1 июля. Для журналистов провели экскурсию по выставочным залам, одному из хранилищ и мастерским института.

Не все казанцы знают, что в городе существует и процветает Международный институт антиквариата. Вот уже в течение 10 лет пополняется его коллекция мебели, живописи и предметов декоративно-прикладного искусства, но особенно активно это происходит в последние годы. «Я не знаю в истории таких темпов, какими пополняется наше собрание, потому что это даже не единицы, не десятки, а иногда прямо сотни предметов» - говорит директор института Михаил Яо.

Международный институт антиквариата входит в состав инвестиционной группы компаний «ASG» и, кроме выставочной деятельности, занимается научно-методической работой по изучению и структурированию картин, их реставрацией. Специалисты института также принимают участие в восстановлении исторического центра Казани.

Первым делом журналистов провели по выставочным залам, которые открыли для посетителей 3 июня 2011 года. Здесь, в небольших помещениях, соседствуют друг с другом тканые шпалеры, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, множество позолоченных часов и мебели, среди которой есть шкаф, бюро, кабинеты, скамьи. На некоторых экспонатах, кстати, можно посидеть, свободно прикасаться к ним и рассматривать их вблизи. Одна из шпалер изготовлена в XVII веке во Франции, на мануфактуре. Сейчас на выставочных площадках института выставляется 150 предметов изобразительного искусства, а всего в коллекции их около 2 тыс.

Через некоторое время журналистов пригласили в одно из хранилищ. Вообще же в институте их несколько, и расположены они в разных помещениях. И в хранилище, и в выставочном зале соблюдается необходимый температурный режим: при 60-процентной относительной влажности температура воздуха, в идеале, должна быть около 18 градусов тепла, но чаще она держится на отметке приблизительно 25 градусов, причем в хранилище она должна быть ниже, чем на выставке. Не менее важно биологическое благополучие экспозиций и хранилищ: помещения не должны быть заражены грибами и населены насекомыми-вредителями. Картины и рамы хранятся на выдвигающихся вертикальных стеллажах. По словам экскурсоводов, так сейчас делают в большинстве музеев мира.

Затем журналисты проследовали в святая святых любого антикварного музея или хранилища - в мастерские института. Нас пригласили в комнату реставратора живописи Игоря Кирилова. Застаем его за работой: как раз недавно привезли полотно, находящееся в ужасном состоянии. Это произведение из мастерской венецианских мастеров.

Мастер уже снял 2 слоя старого холста, но работа предстоит большая: теперь надо наклеить листы на новый холст, вернуть на родной подрамник, затем заняться восстановлением прорех, грунтовать, восстанавливать цвет и т.д. По словам мастера, полотно уже реставрировалось, но сделано это было давно и не лучшим образом.

Иначе обстоит дело с уже законченной работой, стоящей здесь же, на мольберте. Это полотно XVIII века, имя его автора пока выясняется. Оно тоже реставрировалось ранее, предположительно, в середине XIX века, причем очень неплохо. Нынешний же мастер корпел над ним всего 2-3 недели чистого времени, т.е. без учета перерывов на просушку и других требующих ожидания этапов. «Реставратор - это человек, который работает, как правило, в грязи», - поясняет директор Международного института антиквариата Михаил Яо.

Далее мы направились в мастерские реставраторов мебели. В коридорах витает терпкий аромат: пахнет и лаком, и деревом и др. Сравнив исходный материал с конечным результатом, можно понять, что работа по реставрации этих предметов невероятно кропотлива и требует большого терпения.

Нередко приходят совсем ветхие образцы, делятся с нами реставраторы, например, деревянные элементы мебели бывают губчатыми из-за поедания их древесными паразитами. С такими «увечьями» борются так: с помощью шприца вводят в отверстия в древесине антисептик, затем - клей со специальным наполнителем (чтобы забить проходы насекомых), а потом грунтуют.

Мастера рассказали, как идет процесс реставрации: как только мебель привозят, первым делом начинается ее осмотр, намечается фронт работ, затем разборка. На этом этапе нередко в трещинах, местах скрепления конструкции обнаруживаются интересные вещи: записки, фотокарточки. Например, недавно один из мастеров нашел в комоде фотографию, на которой некие мужчина и женщина читают книгу. Фотография примерно прошлого века, и имена ее героев узнать уже вряд ли удастся. Такие находки являются одним из доказательств того, что антикварная вещь не подделана. Другим доказательством оригинальности мебели является ее некачественная, по современным меркам, внутренняя отделка. Так, за неимением высокотехнологичных инструментов обработки мастер проводил чистовую отделку, как правило, лишь внешней части мебели, а внутренняя оставалась грубой.

Один из мастеров показал нам часть комода, в котором на днях он обнаружил интересную находку – карточку предыдущего реставратора. Кстати, в будущем Международный институт антиквариата тоже планирует ставить в потаенных местах восстановленных предметов некую метку в виде, возможно, сургучной печати. Она будет означать, скорее, факт принадлежности вещи данному учреждению, чем иметь вид бирки реставратора.

Отдельная история с часами. Всего в хранилищах Международного института антиквариата более 500 экземпляров часов, среди которых много позолоченных часов. Часы самые разные: каминные, кабинетные, часы «картели», выполненные французскими мастерами XVII- XIX веков.

В прежние века позолоту делали с добавлением ртути. Такая техника золочения называется ормолу. Золото сплавлялось вместе с ртутью, нагревалось до высоких температур, затем ртуть испарялась, и получался состав, который наносили на бронзу. Такое покрытие практически невозможно повредить, оно невероятно прочное. Впоследствии люди отказались от такого способа, ведь он был вреден, отчего век мастеров был недолог. Пресс-экскурсия прошла и через мастерскую часовщика Анатолия Степанова, который работает не только над механизмом, но и над внешним видом изделий.

В коллекции Международного институт антиквариата мало российских экспонатов. По словам экскурсоводов, это связано с тем, что за рубежом люди более внимательно относятся к старине, нежели у нас в России. Экспонаты приобретаются через довольно респектабельные аукционы, каждую работу сопровождают документы, подписанные экспертами. Среди экспонатов нет сверхэксклюзивных предметов: создатели коллекции не ставят перед собой задачу собирать диковинки.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2