news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани открылась инсталляционная выставка «Жизнь будущего века»

Арсений Жиляев: «У нас получилась инъекция совершенно специфического искусства, история надежд».

(Казань, 31 марта, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Накануне вечером, 30 марта, в Центре современной культуры «Смена» в Казани состоялось открытие совместного проекта двух московских художников Арсения Жиляева и Дмитрия Хворостова – инсталляционной выставки «Жизнь будущего века». В рамках события прошла презентация сборника «Авангардная музеология» редакции Арсения Жиляева. В формате открытого диалога художники вместе с приглашенным гостем, известным деятелем искусства, лауреатом «Премии Кандинского» Анатолием Осмоловским обсудили специфику музея как особого социального института и поделились своим мнением о культурных феноменах современности.

«Наверное, выставка будет выглядеть немножко странно, но, я надеюсь, это скорее плюс, чем минус, – отметил Арсений Жиляев. – Некая инъекция совершенно специфического искусства. Для ее восприятия потребуются усилия. У нас получилась история надежд девяностых – начала десятых годов. Это период трансформации индустриальных пространств в постиндустриальные. История про заводских рабочих и деятелей культурной индустрии – все это несбывшиеся надежды. Например, во времена, когда интернет только появился, он был очень заряжен инвестициями, как политическими, так и чисто социальными. Некое утопическое пространство, где человек, как казалось на тот момент, может почувствовать себя свободным. Но, конечно, все это полная неправда, и сегодня он представляет собой полную противоположность тому, что было в девяностых. Мы подумали, что это своеобразная археология надежд, которая связана с разными типами дискурса и разными типами медиа».

По словам Дмитрия Хворостова, речь на выставке идет о картине, о предмете искусства как о материальном объекте. «Помимо вот этого нарратива, раннего интернета, какого-то освободительного коммуникативного пафоса, о котором рассказал Арсений, сами объекты, которые я здесь представил, работают на более глубоком и важном для меня уровне. Речь идет о картине, о предмете искусства как о материальном объекте и о том, как этот материальный объект влияет на среду, в которую он помещается. Меня эти вопросы волнуют. Все, что вы увидите на выставке, – это слепки восприятий, которые можно получить, если, условно говоря, зажмуриться при взгляде на картину», – сказал он.

На выставке превалирует синий цвет. По мнению Хворостова, он обладает очень большой историей для живописи. «С одной стороны, синий цвет появился очень поздно из-за того, что сам синий пигмент – довольно дорогая вещь и не все художники могли себе его позволить. Вторая сторона связана с цифровой, экранной культурой. Все, кто пользовался 95-м или 98-м Windows, знают, что если что-то пошло не так, вы видите «синий экран смерти». Этот синий экран заряжен сбоем, заряжен срывом», – добавил Дмитрий Хворостов.

Как сообщили организаторы мероприятия, в центре внимания художников «Жизни будущего века» находится археология надежд конца ХХ столетия на социальные и политические трансформации. Экспозиция выставки выстроена по хронологическому принципу квазимузейного нарратива и разворачивается в обратной перспективе, начиная с 2010-х и заканчивая 1980-ми. Дмитрий Хворостов выставляет серию живописных абстракций, анализирующую визуальность раннего интернета и надежд, возлагавшихся на освободительный потенциал сетей, так, к сожалению, и не оправдавшихся.

Самыми необычными экспонатами выставки стали звуковые инсталляции художников. Арсений Жиляев представил шумовой спектакль «Радио Октябрь», созданный совместно с рабочими культурного центра «Фабрика» (бывший завод бумаг «Октябрь» – прим.Т-И) в 2011 году. Дмитрий Хворостов создал минималистский аудиопроект «Радио Свобода», посвященный становлению диссидентского движения в СССР. Увидеть художественные эксперименты можно будет в ЦСК «Смена» до 15 мая.

«Авангардная музеология» под редакцией Арсения Жиляева – это сборник архивных документов и текстов конца XIX – начала XX века, посвященных проектам инновационных музеев. Антология делится на три большие части: русский космизм, исторический авангард и марксистская материалистическая диалектика. Среди авторов сборника Николай Федоров, Андрей Платонов, Александр Богданов, Михаил Бехтерев, Казимир Малевич, Александр Родченко, Иван Пунин, Надежда Крупская, Александр Федоров-Давыдов и другие. Тексты, собранные в «Авангардной музеологии», составляют забытую историю музейного дела, в которой были предугаданы многие открытия современного искусства XX и XXI веков. Большая часть материалов сборника, как подчеркивают организаторы, ранее не переиздавалась.

Уже сегодня, 31 марта, в ЦСК «Смена» состоится авторская лекция-перформанс Анатолия Осмоловского «Второе сражение в Филиппинском море между франками и роксоланами», вход на мероприятие свободный.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2