news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Крыму применят опыт казанских ученых-историков по сохранению историко-культурного наследия

Ученые Института истории АН РТ в работе над сводом памятников Старо-татарской слободы в Казани накопили уникальный опыт.

(Казань, 2 октября, «Татар-информ»). В городе Старый Крым состоялся круглый стол «Ислам в Крыму: изучение и сохранение памятников культуры», организованный Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ совместно с Государственным Эрмитажем. Об этом сообщает пресс-секретарь Института Зиля Тямаева.

Мероприятие было посвящено истории изучения и сохранения памятников истории и культуры крымскотатарского народа и ислама в Крыму. В нем приняли участие ученые, краеведы, представители общественности и государственных органов власти из Санкт-Петербурга, Симферополя, Казани и Старого Крыма.

«Круглый стол является результатом плодотворной работы Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, который продолжает комплексное изучение историко-культурного наследия крымскотатарского народа. Перед Крымским научным центром стоит сложнейшая задача – написать фундаментальный академический труд по истории Крыма и крымскотатарского народа. Первым шагом на этом пути является изучение, описание и учет историко-культурного наследия крымскотатарского народа», – отметил директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов.

В мероприятии также приняли участие заведующий отделом государственного учета объектов культурного наследия Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым Андрей Филатов, заместитель начальника управления по межнациональным отношениям Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Дилявер Османов, заместитель муфтия Крыма Асадуллах Баиров.

В рамках круглого стола состоялась презентация первого тома «Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар», представляющее детальное освещение сохранившихся и утерянных объектов историко-культурного и архитектурного наследия крымских татар в  Бахчисарае. Свод памятников был подготовлен Крымским научным центром Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в рамках государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014–2016 гг.)» и при поддержке Президента Республики Татарстан.

В книгу вошли описания объектов, которые состояли на учете в реестре памятников археологии, архитектуры и истории Бахчисарая с довоенного времени, и тех, которые не находились под охраной государства, но имеют несомненную историческую и архитектурную ценность. Хронологические рамки исследования охватывают XIII – первую половину XX века: с начала становления и формирования крымскотатарско-мусульманской градостроительной и культовой архитектурной традиции в период Золотой Орды до событий трагической депортации из Крыма крымских татар 18 мая 1944 года.

Первый том положил начало масштабному проекту по составлению полного свода памятников историко-культурного наследия крымских татар на территории всего полуострова. Ученые Института истории АН РТ благодаря работе над созданием свода историко-архитектурных памятников Старо-татарской слободы в Казани накопили уникальный опыт по воссозданию исторического ландшафта и сохранению аутентичной национальной архитектуры.

Как отмечает заместитель директора Института истории АН РТ Радик Салихов, на момент начала работы над изучением памятников истории и культуры Старо-Татарской слободы в начале 1990-х гг. не было методологии, на которую можно было опираться в исследовании городской исторической среды. За основу исследования был взят принцип «махали» – группы кварталов вокруг определенной мечети. У татар махалля, в отличие от аналогичных образований в странах  Средней Азии и Ближнего Востока, благодаря европейской планировке населенных пунктов, не имела строгих пространственных ограничений. Ее специфика заключалась в общих для каждой отдельной общины сословных характеристиках, трудовой специализации, родственных и соседских отношениях. Были махали богатых родов, например, Апанаевых или Юнусовых, базарные, заводские, мещанские и другие общины, которые подчас сильно отличались в архитектурных ансамблях. Общим у них было – центральное место мечети и медресе, где проходила вс яобщественная и просветительская жизнь прихода.    

Ученые-историки в работе над сводом памятников Старо-Татарской слободы тесно сотрудничали с архитекторами, краеведами и местными жителями. Результат их работы воплотился не только в формальном списке, где перечислены все объекты культурно-исторического наследия слободы. Им также удалось донести до власти и широкой общественности необходимость сохранения, восстановления и должного содержания этих памятников. Сегодня Старо-Татарская слобода из некогда депрессивного заброшенной местности превратилась в процветающий аутентичный район, не уступающий по популярности у туристов Казанскому кремлю.

По мнению руководителя Крымского научного центра Института истории АН РТ Эльдара Сейдаметова применение опыта казанских ученых-историков по отношению к крымскотатарскому историко-культурному наследию будет иметь положительный результат. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2