news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани открылась выставка неоэкспрессиониста Алексея Васильева

Названия работ художника достойны отдельного восхищения: «Вымой ноги, не беси», «Выжимая арбуз на брюки», «Она натирала бананы мятной жвачкой».

В Казани открылась выставка неоэкспрессиониста Алексея Васильева

(Казань, 4 мая, «Татар-информ», Эльза Кузнецова).Сегодня в казанском центре современной культуры «Смена» открылась выставка «Encounters / Столкновения» художника Алексея Васильева. Данная выставка уже третья по счету в рамках совместной программы «Не-места», реализованной при участии междисциплинарного центра Department of Research Arts (Москва).

Васильев пишет свои работы очень быстро, в основном на холсте при помощи акриловой краски для стен. Материал и цвет в его работах всегда подчинены необходимости образно передать историю или личную метафору.



Сегодня художник представил цикл портретных работ, созданных в разное время и выполненных в типичной для него экспрессивно-художественной манере на больших листах и рулонах промышленной бумаги. По словам Васильева, за каждым портретом своя история — столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа. Для художника ключевым является не столько портретное сходство с человеком, сколько ситуативный контекст с привнесенными извне смыслами, в котором он оказывался или мог оказаться вместе с конкретным человеком или персонажем.



Каждое изображение Васильев сопровождает подписью размером в строку такого же загадочного содержания, как и сюжеты работ. Текст, выстроенный в псевдоканцелярской поэтике, напоминает абсурдистские эксперименты ОБЭРИУтов и вместе с картинами образует сложный нарратив с яркой и выразительной образностью.



Ситуативный момент, который переживает художник, отражен в названиях работ – «Вечерняя орбита пчелы возле арбуза и тополя», «Она натирала бананы мятной жвачкой», «Разрезая полароид», «Вымой ноги, не беси», «Выжимая арбуз на брюки», «Язык жеста», «Однорукий портной смотрит на груди клиентки. Необъятное второго размера даже теоретически». В данную выставку также вошел триптих «Простанство комода», «Лишний стул» и «Место торшера», где местом действия становится пространство повседневности.

Картины произвели определенный эффект на посетителей галереи: зрители обсуждали высокий рост художника, его живопись, технику, надписи работ, нередко сопровождая комментарии улыбкой. Довольный произведенным впечатлением художник, словно подчеркивая ситуативность своего творчества, начал расписывать стену выставочного пространства, которая стала сюжетным продолжением его холстов и рисунков. Работал художник в окружении посетителей в наушниках, видимо, чтобы не отвлекаться на посторонний шум. Музыка, звучащая во время открытия выставки, и приглушенный свет создавали динамическую и ирреальную атмосферу происходящего.



Сотрудники галереи не были готовы к такому повороту событий, Алексей начал писать внезапно и быстро, поэтому новый труд не имеет названия, и что с ним делать дальше, работники «Смены» пока не знают. Картина была написана на стене в течение примерно 40 минут.



Специалисты относят творчество Васильева к неоэкспрессионизму: «Васильев отсылает к традиции неоэкспрессионизма, он продолжатель той самой "плохой живописи", ее первооснов, но с одной оговоркой: он не выбирает и не заимствует этот язык из числа возможных, это его родной язык. Такое слипание характерно для авторов, которые этим живут, это не языковая игра, а, скорее, персонажность», – рассказал куратор выставки и художник Владимир Потапов.

Это, в частности, проявляется в нежелании Васильева придать своей работе рациональность – в видеоинтервью, которое транслировалось во время выставки, он со скепсисом говорит о целесообразности использования таких слов, как «метод» и «исследование».

Исследование для Васильева – всегда столкновение, которое может произойти в непредвиденной ситуации и тогда, когда меньше всего этого ожидаешь. Опыт, переживаемый художником, может послужить отправной точкой для других проектов или породить новые смыслы. Васильев отказывается видеть в искусстве конструктор подобно научному методу, который позволяет достичь нужного результата через следование определенным инструкциям и правилам обращения с заранее готовыми элементами.

Выставка продлится до 6 июня.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2